Расчет профессиональных рисков в Кемерово
В ТК РФ официально закреплено понятие «профессиональный риск», и на работодателей возложена обязанность управления профрисками, чтобы минимизировать вероятность наступления несчастных случаев и профзаболеваний на предприятиях. Расчет профессиональных рисков по специальным методикам позволяет определить вероятность возникновения опасных ситуаций и тяжесть их последствий, поэтому он является обязательной частью проводимой оценки. Чтобы минимизировать возможный вред здоровью работников и предотвратить несчастные случаи, работодатель обязан провести оценку рисков и разработать комплекс мер для сведения их к минимуму.
Каждый год нашими клиентами становятся 800 организаций
с первого раза
с небольшими компаниями, так
и с лидерами рынка в Кемерово
24 часов
Наши специалисты
Эколог |
Специалист по охране труда |
Делопроизводитель |
Инженер-эколог |
Как проводится оценка профрисков?
Оценка профрисков должна проводиться в несколько этапов:
- Создание комиссии и назначение ответственных лиц. В состав комиссии могут быть включены не только члены службы ОТ, но и представители профсоюза, инженер по ТБ, работники предприятия.
- Сбор информации о каждом рабочем месте на предприятии. Проводится осмотр помещений, опрос персонала, анализируется документация, собирается информация обо всех несчастных случаях.
- Расчет рисков по специальным методикам с занесением собранной информации в контрольные листы.
- Разработка комплекса мер для минимизации риска причинения вреда здоровью персонала. Работодатель должен использовать все возможные способы для минимизации воздействия вредных и опасных факторов.
- Заполнение документации, которая в дальнейшем будет проверяться надзорными органами.
В дальнейшем при внесении изменений в производственный процесс потребуется повторно проводить оценку проф рисков и корректировать систему мер для предотвращения опасных ситуаций.
Методики расчета профессиональных рисков
Конкретная методика расчета профрисков в законодательстве не закреплена, это дает работодателю возможность самостоятельно выбирать наиболее удобный и результативный метод. Наиболее распространенным способом расчета стал метод Файна-Кинни: он предполагает оценку индивидуального риска по 3 параметрам: частоты возможности наступления события, его вероятности и возможных последствий. Эти показатели оцениваются по балльной шкале, результат рассчитывается по формуле:
Риск = Вероятность х Частота х Последствия
Количество баллов по каждому показателю составляет от 1 до 6 в зависимости от степени опасности. К примеру, 6 баллов показателю частоты присваивается, если сотрудник подвергается воздействию опасного фактора ежечасно во время работы.
Чем выше вероятность наступления события и чем оно опаснее для персонала, тем выше профессиональный риск и тем большее внимание должен обратить работодатель на его минимизацию. Оценка проводится для каждого вида рисков, присутствующих на данном рабочем месте. Их перечень очень широк: конкретные риски определяются в соответствии со спецификой производственного процесса. Это могут быть термические, механические, климатические, электрические и иные опасности, риск воздействия шума, вибрации, ионизирующего и неионизирующего излучения и т.д.
В зависимости от количества полученных баллов результат оценивается следующим образом. Каждому риску присваивается определенная значимость, он может быть:
- Малозначимым. В этом случае требуется проинформировать сотрудников о наличии возможного риска, но специальных мероприятий по предотвращению опасных ситуаций не требуется.
- Средним. Требуется информирование работников и руководителей структурных подразделений о наличии риска, также возможна, но не обязательна разработка мероприятий по его минимизации.
- Высоким. Требуется обязательная разработка плана мероприятий по минимизации обнаруженного риска, руководитель подразделения должен проконтролировать его выполнение. Если обнаружены такие риски, руководство должно найти способ их минимизировать.
- Недопустимым. Проводить работы в этом случае не допускается до снижения риска до приемлемого уровня, защитные меры должны быть приняты незамедлительно. От руководства требуется выделение ресурсов для предотвращения опасной ситуации.
Результаты оценки каждого вида рисков должны быть занесены в специальные карты, на основании полученных данных разрабатывается комплекс защитных мер. Ответственность за соблюдение правил техники безопасности несет руководитель предприятия, поэтому он должен контролировать исполнение плана защитных мероприятий для минимизации рисков наступления несчастных случаев и производственного травматизма.
Перечень документации по оценке рисков
По результатам процедуры оценки профрисков должен быть подготовлен следующий комплект документов:
- Реестр опасностей, обнаруженных в данной организации. Они будут зависеть от особенностей производственного процесса.
- Оценочные карты рисков, в которых для каждого вида рисков прописана степень вероятности наступления, оценка частоты возникновения и тяжести последствий.
- Сводный отчет о результатах проведения оценки профессиональных рисков. В нем фиксируется вся собранная информация.
- Сводные таблицы по отдельным производственным участкам и структурным подразделениям.
- Перечень мероприятий по минимизации каждого вида рисков. Они должны полностью устранять имеющуюся угрозу или снижать ее вероятность.
Документация будет проверяться государственной инспекцией труда, поэтому ее заполнение является обязательным.
Мероприятия по устранению рисков
Работодатель обязан разработать систему управления рисками, чтобы предотвратить опасные ситуации или по крайне мере минимизировать их последствия. Для этого в производственных цехах и на площадках размещаются предупреждающие знаки, проводится обучение персонала, модернизация применяемого оборудования и т.д. персонал должен своевременно получать средства индивидуальной защиты для минимизации воздействия опасных факторов, их выдача и замена должна фиксироваться в специальных журналах.
Расчет рисков проводится не только с целью избежать штрафов от контролирующих органов. Эта процедура помогает предотвратить несчастные случаи и производственные травмы, способные привести к тяжелым последствиям для всего предприятия. Сведение рисков к минимуму помогает предотвратить выплату компенсаций пострадавшим, остановку деятельности в результате аварии, причинение вреда имуществу и т.д.
Наша компания предлагает комплекс услуг по проведению оценки профрисков с заполнением необходимой документации. Помощь профессионалов даст возможность в дальнейшем беспрепятственно проходить проверки ГИТ без назначения штрафных санкций, а также создать безопасную систему работы на предприятии. Воспользуйтесь услугами специалистов по выгодным тарифам и закажите полный комплекс услуг.
Вас может заинтересовать:
- Документация по пожарной безопасности
- Система управления охраной труда (СУОТ)
- Аутсорсинг по охране труда
Автор статьи: В. Миронов, кандидат технических наук, эколог